Новости
11 апреля 2018, 19:35

Большие перемены

Как изменится система образования в регионе в рамках реализации Послания Президента

Что ждет тамбовское образование в ближайшие шесть лет? Зачем нужно менять подходы к обучению, в чем мы отстали и где преуспели, каких учителей-предметников нам не хватает и как учить самих учителей? Глобальные и частные вопросы прозвучали сегодня от самих педагогов и руководителей сферы образования в Тамбовской области. Именно этой теме была посвящена первая межмуниципальная дискуссия в рамках проекта «ЕДИНАЯ РОССИЯ. НАПРАВЛЕНИЕ 2026».

Символично, что дискуссия открылась в день старта регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», а местом ее проведения стал Мичуринский государственный аграрный университет. Инициатором обсуждения выступили единороссы, пригласив на него экспертов: учителей, директоров школ, общественников. Цель дискуссии – получить предложения о совершенствовании системы образования, найти решение задач, поставленных президентом в Послании 1 марта.

Об образовании в Послании было много сказано, но главная мысль – подготовка квалифицированных кадров для всех сфер экономики. По словам координатора партпроекта «Новая школа» в Тамбовской области, первого заместителя председателя Тамбовской городской Думы Марины Подгорновой , которая выступила модератором дискуссии, эту задачу необходимо рассмотреть со всех сторон, изучить проблемы на каждой ступени образования: от дошкольного до высшей школы.

Наши эксперты

В качестве экспертов и спикеров на межмуниципальной дискуссии выступили Татьяна Котельникова, начальник управления образования и науки Тамбовской области, Ирина Курбатова, директор Центра образования №13 имени Н.А. Кузнецова г. Тамбова», Михаил Краснянский, ректор Тамбовского государственного технического университета, заместитель председателя Тамбовской городской Думы, член фракции «ЕДИНОЙ РОССИИ» , Майя Стегачева, начальник отдела профессионального образования управления образования и науки, Елена Бабайцева, директор промышленно-технологического колледжа г. Мичуринска, Марина Сатанина, консультант отдела общего образования управления образования и науки, Светлана Солопова, начальник управления народного образования администрации г. Мичуринска. К обсуждению была приглашена Светлана Коростелева, председатель комитета по образованию и науки Тамбовской областной Думы, координатор регионального Клуба сторонников Партии.

Для того, чтобы обсуждение вышло на межмуниципальный уровень, на дискуссию были приглашены представители шести муниципальных образований: г. Мичуринска и Мичуринского района, Первомайского, Староюрьевского, Петровского и Никифоровского районов.

Учим школьников коммерциализации знаний

«Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются

знания, технологии, компетенции.

Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни», - В.В. Путин.

Именно к этому тезису президентского Послания обратился спикер площадки, ректор Тамбовского государственного технического университета, заместитель председателя Думы города Тамбова Михаил Краснянский.

Он отметил, что ключ к повышению качества жизни и благосостояния граждан – это создание современных технологий во всех сферах народного хозяйства, полная модернизация экономики с целью повышения производительности труда, и поэтому основная задача – подготовка кадров для реального сектора экономики.

«Следуя Посланию президента, мы видим, что сегодня к выпускникам технических вузов предъявляются другие требования, - говорит Михаил Краснянский. - Это высокий уровень компетенций и непосредственная связь с промышленными предприятиями еще на начальных стадиях обучения, это и непрерывное дополнительное образование в течение практически всей жизни, получение других профессий с опережающей подготовкой по новым специальностям. Это внедрение проектно ориентированного образования. Мотивация студентов к созданию собственного бизнеса, к коммерциализации своего интеллектуального капитала».

По его же мнению, профподготовку нужно начинать гораздо раньше, еще со школы. На примере ТГТУ Михаил Краснянский рассказал о создании нескольких ключевых научных, инновационных, технических, цифровых центров, которые доступны в первую очередь для учащихся школ. При этом центры ориентированы на разный возраст учащихся. Так, в рамках проекта «Университет открытий» подготовлены программы ранней профориентации для учеников 4-6 классов. Созданы профильные классы, в которых школьникам преподают педагоги вуза.

Для того чтобы в экономические отрасли приходили перспективные, заинтересованные выпускники вузов, по мнению Михаила Краснянского, нужно вести более плотную работу напрямую с предприятиями. Так, одно из направлений – это совместная подготовка будущих специалистов для оборонно-промышленного комплекса: вуз сотрудничает с заводами «Ревтруд», «Октябрь», на начальном этапе это были «Эфир», «Аппарат», «Электроприбор».

«Надеюсь, что такая же программа запустится в этом году и с мичуринским заводом «Прогресс», - добавляет Михаил Краснянский.

Должна быть в вузе и площадка по отбору самых перспективных проектов, стартапов, где основными «резидентами» были бы школьники. Но мало придумать, разработать проект, важно превратить его в деньги. Например, в ТГТУ сейчас действует 13 малых инновационных предприятий с общим оборотом около 50 млн рублей. И это направление также нужно развивать.

Десятый класс это не камера хранения для ребенка

«Наши дети мечтают о России, устремлённой в будущее. Мы должны раскрыть талант, который есть у каждого ребёнка,

помочь ему реализовать свои устремления. В классах формируется будущее России.

Школа должна отвечать на вызовы времени, тогда и страна будет готова на них ответить», - В. В. Путин

О ранней профориентации детей на дискуссии говорила и директор Центра образования №13 имени Н.А. Кузнецова города Тамбова Ирина Курбатова. По ее мнению, невозможно представить развитие территорий без крепкого кадрового потенциала из молодых специалистов. Чем четче школьник будет понимать, какую профессию он хочет выбрать, тем лучше. В этом ему поможет профориентация.

«В прошлом году мы впервые в области открыли классы предуниверситария, когда дети целиком и полностью работают совместно с профессорско-преподавательским составом университета. Дети могут в течение года посещать профильные курсы в вузах. Это позволяет сориентироваться по поводу их будущей профессии, понять для себя, правильный ли выбор они сделают, поступив на ту или иную специальность».

Сотрудничество школы с ТГТУ велось по инженерным профессиям. И, по словам Ирины Курбатовой, помимо своей прямой цели профильные курсы выявили детей, которые бы хотели пройти аналогичную профориентацию по гуманитарным специальностям. И уже в этом году 1 сентября такие курсы по договоренности со школой планирует открыть ТГУ имени Г.Р. Державина.

Ранняя профориентация имеет и другие плюсы. После общения с педагогами вуза в профильных классов, выпускник школы легче адаптируется в университете и быстрее втягивается в работу.

По мнению Ирины Курбатовой, проблема на этапе старшей школы связана не только с недостаточной работой по профориентации, но и с отношением родителей к этому ответственному периоду.

«Хочется объяснить многим родителям, чьи дети перешли в старшие классы, десятый класс – это не камера хранения для ребенка, а стартовая площадка для него», - говорит эксперт.

По мнению Ирины Курбатовой, основная проблема, с которой столкнулись современные школы – это кадровый голод. Не хватает учителей-предметников, особенно это касается точных, естественных наук, информационных технологий. В качестве одного из решений этой проблемы она предлагает открытие педагогических профильных классов, где профориентацию проходили бы дети, желающие стать учителями.

Каждому ребенку – место в экономике

Профессиональная подготовка кадров для различных отраслей экономики – в центре внимания, как руководителей средне-специальных образовательных организаций, так и руководителей системы образования в целом. По мнению эксперта в данном вопросе – начальника отдела управления образования и науки Майи Стегачевой, в Тамбовской области ведется большая работа по опережающему развитию системы профессионального образования. Для того чтобы молодежь работала по специальности, нужно, чтобы студенты и выпускники не разочаровывались в своем выборе и были востребованы на рынке труда. Необходима более гибкая система профподготовки, точные прогнозы, чтобы каждому ребенку было обеспечено рабочее место в экономике региона. В тесном взаимодействии должны работать не только школы-ссузы-вузы-предприятия. К этой цепочке нужно прибавить руководителей муниципальных образований.

Для реализации Послания Президента Майя Стегачева озвучила следующие предложения. Более совершенное кадровое прогнозирование кадровой потребности, необходимо просчитать каждое рабочее место и подключить к прогнозированию самих работодателей. Детям помимо стандартных ярмарок вакансий, где представлено множество специальностей, необходимо сделать удобную навигацию.

«Мы должны обратить внимание на систему навигации по наиболее востребованным в экономике региона специальностям, - говорит Майя Стегачева. – Это не просто знакомство школьника со всем разнообразием профессий. Нужно дать ребенку возможность почувствовать себя в профессии, попробовать выполнять трудовые функции».

Хватит подписывать практику не глядя

«Будем поддерживать талантливых, нацеленных на постоянный профессиональный рост учителей.

И, конечно, нам нужно выстроить открытую, современную систему отбора и

подготовки управленческих кадров, директоров школ», - В.В. Путин

Большинство участников дискуссии считает, что острая проблема современного образования в нехватке педагогических кадров.

«Даже если мы введем в школах профильные классы для детей, желающих стать педагогами, что мы можем им дать после окончания школы? – говорит Марина Подгорнова. – Мало программ по методике образования. Знать предмет – это одно, но преподнести его в классах – это совсем другое».

Начальник управления образования и науки Татьяна Котельникова также отмечает, что область испытывает дефицит учителей физики, математики, иностранных языков. Такая же проблема наблюдается в сфере дополнительного образования, где не хватает, например, тренеров по физкультуре.

По мнению Татьяны Котельниковой, одна из причин кроется в упразднении педагогического института.

«Мы занимались подготовкой универсальных специалистов с высшим образованием, которые, к сожалению, в определенный исторический период, в связи с потерей престижа профессии, не пришли к нам в школы, - говорит Татьяна Котельникова. – Надо отдать должное нашим вузам по профподготовке по многим специальностям, но сегодня также принято решение о возрождении педагогического института в ТГУ имени Державина. Это стратегическая история».

Нельзя допускать и того, чтобы на педагогические специальности выпускники школ поступали по принципу «запасного аэродрома». Уже стало традицией, что выпускники с низкими баллами ЕГЭ, не прошедшие отбор в ТГТУ, идут учиться на педагогов. Татьяна Котельникова признает, что целевой прием в этой сфере имел серьезные дефекты.

Кроме того, исправить ситуацию помогут целевые договоры на работу выпускников-педагогов. Это в первую очередь касается прохождения практики. Татьяна Котельникова подчеркивает, что нужно пресечь массовую тенденцию подписания характеристик студентам без фактического прохождения практики. Так, предлагается вводить целевое обучение уже с третьего курса и вместе с этим открыть конкурс студентов, чтобы руководители образовательных учреждений увидели ярких, интересных личностей еще на стадии обучения.

Из-за нехватки молодых учителей идет старение кадрового состава педагогов. Для того чтобы привлечь молодежь в профессию нужно продолжать и наращивать финансовую поддержку молодых кадров.

Эксперты, выступавшие на дискуссии, отмечали, что реализации Послания в сфере образования в Тамбовской области будут способствовать уже действующие проекты и программы. При поддержке губернатора Тамбовской области, члена Высшего совета Партии Александра Никитина в регионе развиваются направления по повышению заработной платы педагогам, причем расширяется круг работников образования, которым полагаются дополнительные выплаты и льготы, ведется поддержка талантливой молодежи, проводятся конкурсы по развитию профессиональных компетенций молодых специалистов. Важным аспектом развития образования является создание современной материально-технической базы, строительство инновационных образовательных учреждений.

В этой ситуации самым важным вопросом является подготовка высококвалифицированных кадров, как для экономики региона, так и самих педагогов.

По итогам обсуждения участники заполнили специальные анкеты, в которых поделились мнением о том, с какими еще проблемами сталкивается образование, и как их можно решить. Аналогичные опросы доступны и онлайн – в официальных группах Тамбовского регионального отделения Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ». До 17 апреля все предложения, собранные в регионе, будут проанализированы, обобщены и направлены в ЦИК Партии для продолжения дискуссии на федеральном уровне.

comments powered by HyperComments

Интересное
Загрузка...









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg