Новости
14 марта 2018, 15:34

Тамбовские староверы хотят отсудить здание сельского клуба под молельный дом

В селе Текино Сампурского района сейчас идёт весьма необычный арбитражный процесс. По закону о реституции церковного имущества на старое, разрушающееся здание сельского клуба претендует не РПЦ, как можно было бы ожидать, а Русская православная старообрядческая церковь. Там предполагается создать молельный дом староверов, который будет единственным в нашей области.

ПЕЧАЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Некогда в Текино жили больше двух тысяч человек, сейчас осталось чуть больше трёхсот. Несколько десятков из них придерживается тех обрядов, которые были распространены на Руси до церковного раскола.

Сюда мы с фотокорреспондентом приехали в тот же день, когда здание изучали сотрудники «Тамбовгражданпроекта» под руководством Геннадия Рассказова. Клуб, расположенный на улице Советской, 79, официально называется Центром досуговой деятельности. Это и библиотека, и кинотеатр, и концертный зал. Здесь же проходят различные официальные мероприятия, а 18 марта появятся кабинки и урны для голосования: в селе больше негде устроить избирательный участок.

Экспертиза проводилась в соответствии с определением, вынесенным 19 января судьёй Тамбовского областного арбитражного суда Оксаной Соловьёвой. Расходы в размере 10 тысяч рублей были возложены на истца, то есть на региональную старообрядческую общину.

Впрочем, и без специальной экспертизы несложно было убедиться, что здание если и не пребывает на грани естественной кончины, то уж точно требует капитального ремонта.

Особенно впечатлил пол в актовом зале. Щели и выбоины были настолько огромными, что по нему страшно было ходить. А ведь сельчане здесь смотрят кино и концерты, порой даже танцуют!

Именно здесь до революции молились старообрядцы. Остальные же части здания построены уже в советское время. Состояние их, правда, ничем не лучше.

Сотрудники «Тамбовгражданпроекта» работали около двух часов, замеряя и изучая буквально каждый уголок клуба, и вынесли в конце концов заключение.

«Основное здание построено до революции. Об этом говорит как использование известкового раствора для кладки, так и отсутствие горизонтальной гидроизоляции. Из-за этого стены отсыревают и трескаются, обваливается штукатурка. Пристройка относится уже к советскому времени, однако там тоже есть трещины в стенах. Стропильные конструкции крыши менялись везде, но в разное время. В некоторых местах стропила требуют замены. Противопожарным требованиям здание не соответствует. Кроме того, отделка проходов для эвакуации в случае пожара должна быть несгораемой, чего здесь нет», — сказал начальник сектора технического обследования «Тамбовгражданпроекта» Геннадий Рассказов.

В общем, по своему состоянию здание мало отличается от большинства других сельских клубов. Это никакого удивления не вызывает, ведь в казне сельсовета «мыши бегают». Найти деньги на ремонт местным властям крайне сложно.

У областной старообрядческой общины средств нет тем более, однако они рассчитывают на помощь из столицы. Такую надежду им дал московский митрополит Корнилий (в быту Константин) Титов.

 ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА ТАМБОВСКИХ СТАРОВЕРОВ

Один из наиболее активных членов тамбовской общины Алексей Зайцев давно подыскивает здание, которое можно было бы превратить в старообрядческий храм.

На церковные праздники тамбовские староверы долгое время ездили в Воронеж, ведь там есть и храм, и священник. Однажды батюшка сказал им: мол, зачем вам тратить время, силы и деньги? Может быть, лучше в Тамбове храм организовать?

Староверы прислушались к совету, однако даже для маленькой церквушки нужно соток 25—30 дорогостоящей городской земли и немалые средства на её возведение. Идею пришлось отбросить. Митрополит Корнилий, с которым они разговаривали на эту тему, сказал, что таких денег у него нет, однако он может помочь отремонтировать какой-нибудь бывший сельский храм или молельный дом, если его удастся вернуть по реституции.

Внимание тамбовской общины привлекло село Текино, которое издревле считалось одним из центров губернского старообрядчества.

«Хоть Текино и далеко от Тамбова, но здесь наши корни. Люди до сих пор съезжаются туда со всей области на Пасху, Рождество и другие церковные праздники. Вот мы и решили сделать областной храм именно здесь, а в перспективе батюшку пригласить» , — говорит Алексей Зайцев.

Текино расположено на левом берегу Цны. По его территории проходит высохшее русло реки, которое во время половодья наполняется водой и превращается в ручей Текин. Отсюда и сегодняшнее название населённого пункта. Правда, в дореволюционных документах он, начиная с конца XVIII века, именуется селом Гавриловским. В то время оно состояло из нескольких слобод: Кожуховки, Чернотока, Хромовки (от слова «хром») и так далее.

Тогда здесь жило больше народу, чем сейчас. Только мужчин насчитывалось более семисот. Это были некрепостные люди, в основном ремесленники и потомки однодворцев.

К середине XIX века число жителей перевалило за две тысячи. Быт и социальное положение их к тому времени уже не отличались от крестьянского. Молились эти люди в деревянном молельном доме, который не сохранился. В

шестидесятые годы позапрошлого столетия его сменило кирпичное строение.

В советское время молельный дом старообрядцев-беспоповцев был превращён в сельский клуб. Те жители села, которые сохранили веру, стали молиться в своих домах.

Работали они в колхозе, который по тем временам был развитым хозяйством. В селе были базар, мельница, маслобойка и просорушка. Население росло. В двадцатых годах действовали две школы, а к семидесятым — уже четыре.

Однако в девяностые годы колхоз был акционирован и затем обанкротился. Люди трудятся в трёх фермерских хозяйствах, но рабочих мест там немного. В поисках заработка жители села оставляют родные места. Молодёжи здесь осталось крайне мало, а число учащихся единственной оставшейся школы можно пересчитать по пальцам одной руки. На это, кстати, обратили внимание тамбовские старообрядцы.

«Здесь стоит пустая школа. Она светлая, все окна открываются, её вполне можно превратить в новый клуб, а учащихся целесообразнее было бы присоединить к другой школе. В Сатинке, например, или в Сампуре, ведь Текино находится всего в пяти километрах от райцентра. Сами видите: прежде чем попросить нынешнее здание клуба, я всё взвесил. Посмотрел школу и понял, что туда вполне можно переместить досуговый центр. Там всё равно никто не учится, так что мы никого не обидим» , — утверждает Алексей Зайцев.

…А ЖИТЕЛИ ПРОТИВ

Однако жители села считают иначе. Не так давно здесь были собраны подписи за то, чтобы оставить клуб в его нынешнем здании. Подписались очень многие, в том числе потомки старообрядцев. Они не хотят отдавать религиозной организации единственное здание, которое служит центром и местной общественной жизни, и проведения досуга.

Заведующая клубом и библиотекой Любовь Лисицына называет себя верующей и принадлежит как раз к конфессии беспоповцев. В церковь она не ходит, но обрядов придерживается.

У Любови Ивановны старообрядческие корни по материнской линии. Дедушка очень чтил веру: вино и водку не пил, матом не ругался и, как прочие староверы, считал позорным ходить без бороды и пользоваться посудой, из которой ели или пили люди других конфессий.

Казалось бы, Любовь Лисицына должна была выступить за возрождение старообрядческого молельного дома. Однако она к этой идее относится очень холодно.

«Село не поддерживает этот план, — говорит она. — Тамбовская община идёт вразрез с пожеланиями жителей села, к сожалению. Им не нужен молельный дом. Люди молятся либо в своих домах, либо ездят в обычный православный храм в Сатинке или Сампуре и не видят в этом ничего зазорного. Бог-то один! Грань между староверами и остальными конфессиями давно стёрлась. Например, на нашем старообрядческом кладбище хоронят и православных, и даже мусульман».

Когда начались иски, в селе было проведено небольшое социологическое исследование. Большинство жителей выступило против превращения клуба в молельный дом. Они говорят, что в селе осталось только одно здание, где жители села могут собраться, например, на Масленицу.

«Мы собрали подписи, среди них нет ни одной поддельной. Не понимаю, зачем это здание нужно тамбовским старообрядцам. Никакой коммерческой выгоды они не получат. Эта церковь не будет приносить никакого дохода, а вот расходы будут огромными. Долго ли просуществует такой молельный дом?» — заключила Любовь Лисицына.

БУДУЩЕЕ В ТУМАНЕ

Тем не менее иск подан, и не исключено, что областной арбитражный суд примет сторону тамбовской общины. Хорошо, если им действительно поможет митрополия Русской православной старообрядческой церкви, которую возглавляет митрополит Корнилий Титов. А если нет? Затраты на ремонт для тамбовских староверов — неподъёмная сумма, ведь община не имеет серьёзных

источников, да и на помощь благодетелей (так церковники называют спонсоров из числа богатых людей) ей рассчитывать особенно не приходится.

Поэтому нельзя исключить того, что судьба здания зависнет в воздухе. Оно уже не будет клубом, но и молельным домом не станет.

Андрей ХВОРОСТОВ

Фото Алексея СУХОРУКОВА

comments powered by HyperComments

Интересное









Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg