Новости
12 февраля 2018, 01:04

Играющий в темноте: история незрячего тамбовского музыканта Александра Олейникова

…С порога дома ощущается особая атмосфера. Творчества и какой-то особой доброжелательности. При входе в квартиру взгляд сразу падает на полки с призовыми кубками и медалями. Это награды Александра Олейникова, 19-летнего музыканта, за участие в конкурсах и фестивалях разного уровня. Александр — студент второго курса Тамбовского колледжа искусств по классу скрипки. Он участник более 50 международных конкурсов, много раз становился лауреатом, завоевал четыре Гран-при.

А фортепиано — вторая специальность. Саша садится за инструмент и начинает наигрывать что-то лиричное.

«Вообще-то с фортепиано у меня не очень сложились отношения, — широко улыбается Саша. — Помню, как в детстве надо было выучить и сыграть «Жили у бабуси два весёлых гуся». Это было нечто! Если бы заменить клавиши на струны! (мечтательно добавляет он). Моим пальцам удобней играть на струнах. А на клавишах они почему-то не туда попадают...»

НЕ СИДЕТЬ СЛОЖА РУКИ

Саша не видит. Совсем. С детства. Он по-особому воспринимает мир. Через звуки, музыку и ощущения. С интересом. С радостью. Даже трудности — необыкновенно позитивно. Его жизнь насыщена учёбой, творчеством, поездками, общением с друзьями, сверстниками, педагогами. Его во всём поддерживают родители — Валерий и Ольга — и всё делают для развития своего ребёнка.

«Как сложится судьба ребёнка, в большинстве случаев зависит от позиции родителей, — в один голос уверенно говорят Валерий и Ольга. — Многие опускают руки и ничего не хотят делать. А кому-то выгодно посадить своего ребёнка дома и получать его пенсию… Мы не можем так поступить! Мы сами по образованию музыканты-педагоги, окончили одно музыкальное училище, где и познакомились. Поэтому с детства Сашу приобщали к музыкальному миру. Но мы ему ничего не навязывали. Спросили, хочет ли он заниматься музыкой? Он захотел, сам потянулся к музыке. И мы не стали мешать».

И НОКТЮРН СЫГРАТЬ, И МАКАРОНЫ СВАРИТЬ

Как показывает жизнь, чтобы особенный ребёнок мог успешно развиваться и добиться хороших результатов в учёбе, профессии, творчестве, спорте, его родители должны приложить максимум усилий. Должны быть рядом, но не опекать, а помогать учиться жить. А наша жизнь, несмотря на различные программы по созданию безбарьерной среды, всё-таки пока плохо приспособлена для людей с особенностями в развитии здоровья. И каждый раз

особенным детям и их родителям надо преодолевать трудности. Решать проблемы там, где для остальных их просто нет. Надо искать детский сад, школу для особенных деток. Устроить Сашу в специальный детский сад для незрячих детей не получилось. Мама сама с ним до школы занималась дома.

Учился Александр в специальном классе в школе-интернате в деревне Красненькой Тамбовского района. Здесь, конечно, с детьми занимались специалисты. Но и родители немало сил вложили в учёбу и воспитание ребёнка. Перед школой Ольга и Валерий постарались обеспечить сына необходимыми учебниками, пособиями и книгами, напечатанными шрифтом Брайля. Такой литературы в Тамбове в то время не было. Супруги Олейниковы поехали в Москву и купили на специализированном предприятии учебные пособия, в том числе и по нотной грамоте.

Учиться Саша любил. Нравилась физика, говорит он и вспоминает, как быстрее всех собрал электрическую схему. Так с детства, помимо музыки, у мальчика появилась ещё одна любовь — техника. Такое увлечение помогло адаптироваться и социализироваться в обществе. Он разбирается в компьютерах. С помощью специальной программы общается в социальных сетях с друзьями. А ещё может многое сделать по дому. Даже мелкий бытовой ремонт ему под силу. И в радость. У Саши есть свой набор инструментов. Он может починить выключатели, дверные ручки. Замок от подвала слушается только его. Он знает, где в доме находятся краны, и может при необходимости их перекрыть. Однажды была такая ситуация. Александр остался дома один. Услышал, как где-то капает вода. Он понял, что вода течёт не у них дома, а капает сверху, от соседей. Так Саша спас соседей от наводнения. Может сам себе приготовить что-нибудь из еды. Например, пожарить яичницу и сварить макароны.

ТРУДНОСТИ? ПРЕОДОЛЕЕМ С РАДОСТЬЮ

Но времени на общение в соцсетях и хозяйственные дела остаётся очень мало. Процесс обучения на слух, не видя нот, трудоёмкий, требует и от Саши, и от его родителей много усилий. «Ноты я ему рассказываю, — говорит Ольга. — Проиграю мелодию. Расскажу какой размер, темп. Саша повторяет. Так разбираем всё музыкальное произведение. Учим наизусть многократным повторением. Как стихотворение».

Тьютор у Саши — его же папа. Тьютор — это такой специалист, который сопровождает и помогает решать различные организационные вопросы при обучении ребёнка с особенными возможностями здоровья. Руководство колледжа искусств, куда поступил учиться Саша, предложило Валерию Олейникову пройти специальное обучение. Он согласился. Педагоги музыкального колледжа не обязаны знать шрифт Брайля. Поэтому домашние задания Саша выполняет самостоятельно, но с помощью папы-тьютора. Валерий помогает Саше добраться до колледжа, сориентироваться внутри здания, но на занятиях тьютор не присутствует. Как организован процесс

обучения в колледже, и Саше, и его родителям очень нравится. По их мнению, музыкальный талант Саши начал в полную силу раскрываться, когда он поступил в Тамбовский колледж искусств.

«Здесь сильный педагогический состав и индивидуальный подход к обучению, — говорит Валерий. — Саша наравне со всеми посещает занятия, несколько дней в неделю обучается на дому дистанционным способом. Руководство колледжа делает всё возможное, чтобы создать условия для обучения всех детей, вне зависимости от особенностей здоровья. Так, по инициативе руководства колледжа с целью развития интеграционного образования был создан хореографический ансамбль «Радость». Студентки хореографического отделения танцуют под музыку, которую исполняет Саша. Он в ансамбле концертмейстер».

ЛЮБИТ ПЬЕСЫ С ИЗЮМИНКОЙ

Как талантливого дисциплинированного ученика с огромной жаждой развиваться охарактеризовала Сашу его преподаватель колледжа Мария Гайдукова, педагог высшей квалификации с 25-летним стажем: «Мне интересно работать с Сашей. Но сначала были опасения, так как у меня не было незрячих студентов. Но опасения развеялись, когда мы начали работать и я почувствовала в Саше огромное желание расти и развиваться. Он учится по всем дисциплинам на «отлично». Все требования выполняет наравне с остальными учениками. И оцениваю я его по тем же критериям, что и всех. Мне нравится его позитивный настрой и то, что замечания воспринимает правильно. Он душевно гармоничный человек. Тактичный. Интеллигентный. С такими учениками легко... Очень любит музыку яркую, образную, танцевальную, жизнерадостную. Ему нравится, чтобы музыкальные пьесы были с некой изюминкой, чтобы не было скучно. Он часто меня удивляет. Я вижу, как он держит инструмент, и понимаю, что держа скрипку в таком положении, у него не должно получиться именно такого звучания. А у него получается. Значит, он играет не пальцами, а душой... И не каждый студент так активно участвует в творческих конкурсах, как Саша. Это его желание. А папа с мамой его поддерживают. У него замечательная творческая семья».

Участвуя в конкурсах, Саша подтверждает свои успехи победами. Больше всего ему запомнился первый выездной конкурс международного уровня «Волга впадает в сердце моё». Проходил он в Нижнем Новгороде. Саша на этом конкурсе стал лауреатом II степени. А в 2017 году он стал лауреатом I степени, приняв участие в открытом телевизионном Международном конкурсе-фестивале «Таланты России». Одно из своих Гран-при он завоевал в Международном конкурсе «BEST OF THE BEST», проходившем в Москве и Тамбове в 2017 году.

Победами отмечена и его успешная творческая работа в ансамбле «Радость». Так он стал лауреатом I степени в номинации «Конкурс концертмейстеров» в Международном конкурсе–фестивале детского, юношеского и взрослого творчества «У самого Чёрного моря».

Саша ведёт активную концертную деятельность на различных площадках Тамбова и области и принимает участие в общественной жизни колледжа искусств. За отличные успехи в учёбе руководство учебного заведения наградило Александра почётной грамотой.

Александр Олейников был отмечен грантом в рамках программы по поддержке талантливой молодёжи. Как настоящий музыкант может потратить подаренные деньги? Конечно же, купить новый хороший инструмент — скрипку ручной работы.

КОГДА ОН ИГРАЕТ

Но лучшая в мире скрипка не запоёт и не заплачет в руках музыканта, если не стараться и не трудиться по нескольку часов в день.

«У меня нет установки: сегодня я должен обязательно заниматься столько-то часов, а завтра — столько. Всё зависит от цели занятий. Но по-любому: несколько часов в день заниматься надо. Чем больше играешь, тем лучше», — говорит Александр.

— Сколько можешь играть, не уставая?

— А пока скрипку не отберём, — улыбается мама Саши, — чтобы он хотя бы покушал. Но когда он играет, ему бесполезно что-то говорить. Он не слышит. Он весь в музыке.

— Саша, что из музыки нравится слушать?

— Если брать эстраду, то преимущественно это исполнители 80-х годов. Много классических произведений нравится. На скрипке люблю исполнять Венявского. Потрясающие у него произведения! Это моё. И Мусоргский нравится. В последнее время очень понравился «Ноктюрн» Бабаева. Его мало кто исполняет. Такая проникновенная музыка!

— Сыграй. Вон пальчики уже задрожали, — говорит его мама.

И музыкант взял смычок… И каждый из нас услышал в этой удивительной волшебной музыкальной композиции что-то своё, свою историю.

Людмила СОКРУШАЕВА.

comments powered by HyperComments

Интересное












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg